Советы педагога - психолога

 

Педагог-психолог МБДОУ  Трошкова Татьяна Владимировна

 

Я слабым говорю: « Держись!»

Я им помочь готова всей душой…

И снова чья-то маленькая жизнь

В моих руках становится большой.

В.Тушнова

 

Дети – это самая большая радость для любящих родителей, которая предполагает высокую степень ответственности.  Все мы прекрасно понимаем, что каждый маленький ребенок индивидуален. На определенном этапе своей жизни он сталкивается с различными трудностями. С какими-то из них он справляется самостоятельно, для решения других он может воспользоваться опытом и подсказками взрослых. 

 

 

График работы педагога-психолога

 МБДОУ «Детский сад №8 «Вишенка»

 Трошковой Татьяны Владимировны

 

Дни недели

Время

понедельник

8:00-12:00

вторник

8:00-12:00

среда

14:00-17:00

четверг

14:00-17:00

пятница

8:00-12:00

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

 

 

Консультации и рекомендации

  • Антистрессовые приёмы для взрослых
  • Как правильно хвалить ребёнка
  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
  • Сенсорное воспитание как фундамент развития детей дошкольного возраста
  • Правила работы с гиперактивными детьми

 

Памятки для педагогов

  • Что стоит за «плохим» поведением?
  • Когда и как помогать ребенку?
  • Как поддерживать у ребенка положительную самооценку?
  • Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы?
  • Как развивать любознательность ребенка?
  • Как помочь ребенку планировать свою деятельность?
  • Как облегчить ребенку расставание с родителями?
  • Как помочь ребенку заснуть в тихий час?
  • Как удержать беспорядок в разумных пределах?
  • Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Адаптация к детскому саду

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Как помочь ребенку пережить кризис трех лет

20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка

Как нельзя поступать с ребенком

Четыре заповеди мудрого родителя

Что мешает нашим детям расти самостоятельными

Ребёнок активный или гиперактивный?

Если ваш ребёнок гиперактивный

 

Страхи - это серьёзно!

Кризис семи лет

Подготовка детей к школьному обучению

Как сделать развод наименее болезненным для ребенка?

 

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

Полезные советы, рекомендации для родителей.
1. Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
2. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения
3. Приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы, каши, придерживаться меню детского сада.
4. Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности.
5. Отправлять ребенка в д/с необходимо только при условии, что он здоров, т.к. различные заболевания осложняют адаптацию ребенка к ДОУ,
6. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские парки, площадки, берите с собой в гости. Наблюдайте, как он себя ведет: легко находит общий язык с окружающими, хочет общаться или, наоборот, замкнут, застенчив, робок, конфликтен в общении.
7. Готовьте ребенка к временным разлукам с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад.
8. Заранее познакомьте ребенка с воспитателями.
9. Не отдавайте ребенка в детский сад в период кризиса.

 

Адаптационный период

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

 

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме­няется кардинальным образом. В привыч­ный, сложившийся жизненный уклад ре­бенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчи­няться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к детскому саду сопровожда­ется различными негативными физиологическими и психологическими изменени­ями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                         

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активнос­ти, которая либо падает до заторможенно­го состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочислен­ные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

 

Родители

Родители отдают своего ребенка в дет­ский сад по разным причинам. Но даже ес­ли это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (на­пример, обязательный выход матери на ра­боту), оно поселяет чувство тревоги прак­тически в каждом близком ребенку чело­веке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог дет­ского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицатель­ные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на дет­ской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение поль­зоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспи­тательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если уви­дит такое...).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым ус­ловиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

•    повышенная тревожность;

•    обостренное чувство жалости к ребен­ку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

•  многословность (задает много вопро­сов, интересуется подробностями и дета­лями из прожитого ребенком дня).

 

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и по­нять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необ­ходимо наладить контакт, выстроить взаи­моотношения на основе понимания, ува­жения и сотрудничества. В общем, педаго­ги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неиз­бежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям дет­ского сада не всегда срабатывают по отно­шению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, назва­ние которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, ко­торое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, по­ступивших в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрица­тельным эмоциям приходят положитель­ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг­рушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по­являются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

 

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает  этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

1.      Возраст;

2.      Состояние здоровья;

3.      Уровень развития навыков самообслуживания;

4.      Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5.      Сформированность предметной и игровой деятельности;

6.      Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

 

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

 

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

 

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

 

 В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

 

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

      И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

 

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

 

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

 

  • Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

 

  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

 

  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

 

  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

 

  • Неумение занять себя игрушкой.

 

  • Наличие у ребенка своеобразных привычек. 

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

 

Что нельзя делать ни в коем случае

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возра­ста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой­дет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

 

Способы уменьшить стресс ребенка

  • необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

 

  • в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

 

  • каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

 

  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

 

  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

 

  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

 

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:

 

  • в первую очередь, это неготовность  родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

 

  • частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

 

  • ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

 

  • сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

 

Рекомендуется:

 

  • как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

 

  • когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

 

            Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному.  Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

 

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

 

   В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

 

   Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

 

     Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

       

  Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то   неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

      

  Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.  

 Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

 

 

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)

            До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по

 собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить - он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

        Ребенок 2 - 3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия   способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.

         Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

       Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенные так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Как уже отмечалось, обучать ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

             Обучение в этом возрасте проходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.

            Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют "рядом", но не "вместе". Друг для друга они становятся нередко источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот и т.п.

            Малыш 2-3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и "разобрать на части" живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

           Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

 Психологические особенности:

  • наглядно-действенное мышление;
  • интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционального комфортного состояния;
  • внимание, память непроизвольны.

                                                    Вторая младшая группа (3-4 года)

                    В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональная лабильность (подвижность) и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

                  Взаимодействие с 3-4-летними детьми осложнено тем, что они проходят через ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ - КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗИС "Я САМ!".В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое "Я хочу" и "Я буду", если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно усложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

                 Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.

               Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии становления, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог может расширить собственный используемый словарный запас, но не должен требовать от 3-4-летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.

 Психологические особенности:

  • мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
  • внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
  • речь находится в стадии формирования;
  • ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Средняя группа (4-5 лет)

               На пятом году жизни у детей сохраняется непроизвольность психических процессов. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

              Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

             Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка не слышит.

              Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

              Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка 4-5 лет является "одушевление". В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

 Психологические особенности:

  • мышление носит наглядно-образный характер; 
  • дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого. 

Старшая группа (5-6 лет)

        В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

        К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в высокий узкий количество воды не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

             Содействует общему психическому развитию активизацияВООБРАЖЕНИЯ. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря нему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение -  это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Благоприятный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

              Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

              Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

              В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

 Психологические особенности:

  • ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение приобретает развитие воображения.

 

Как помочь ребенку пережить кризис трех лет

            К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

            Кризисы развития – это  относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень, переходы между стабильными периодами.

            Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обман